История Домры

    Домра-русский  музыкальный  струнный  щипковый  инструмент.  О  его  происхождении  известно  не  так  много.  Сведения  о  домре  в  России  сохранились  только  в  старинных  записях  и  в  лубочных  картинках.  Люди,  игравшие  на  домрах,  назывались  домрачеями.  Некоторые  историки  полагают,  что  предок  домры  -  это  древнейший  инструмент  танбур.  Выглядел  он  совсем  не  так,  как  домра,  но,  тем  не  менее,  имел  корпус,  гриф,  струны  и  выточенный  из  рыбной  кости  медиатор.  Именно  с  домрой  бродили  по  земле  Русской  скоморохи  лет  500  тому  назад.  В  XVII  веке  для  домры  наступили  тяжёлые  времена.  По  свидетельству  немецкого  путешественника  Адама  Олеария,  Патриарх  Иосав  I  запретил  русским  инструментальную  музыку,  велел  забрать  инструменты  в  домах  и,  однажды,  пять  телег  полных  ими  были  отправлены  за  Москву-реку  и  там  сожжены.
    Трудно  сказать,  на  чём  играли  народные  музыканты  в  период  с  середины  XVII  века,  потому  что  только  в  ХVIII  веке  появилась  балалайка.  А  в  конце  XIX  века  замечательный  русский  музыкант-исследователь  В.В.Андреев  проделал  труднейшую  кропотливую  работу  по  восстановлению  и  усовершенствованию  русских  народных  инструментов.  Именно  по  его  указаниям  было  создано  семейство  домр  разных  размеров-  пикколо,  малая,  альт,  бас  и  контрабас.  Реконструированная  трёхструнная  домра  получила  квартовый  строй  и  полный  хроматический  звукоряд.
    В  начале  ХХ  века  Г.П.Любимов  и  С.Ф.Буров  сконструировали  семейство  четырёхструнных  домр  квинтового  строя.  С  тех  пор  домра  прочно  заняла  место  в  музыкальном  мире.
    Этимологические  разыскания  в  родственных  славянских  языках  показывают,  что  термин  "домра"  не  славянского  происхождения,  т.к.  подобные  корни  в  них  отсутствуют.  Вероятно,  слово  "домра"  тюркского  происхождения  (танбур,  домбур,  дунбара,  думбра,  домбра,  домб,  домра).  К  сожалению,  ни  время  появления  домры  на  Руси,  ни  ее  сколько-нибудь  достоверные  сохранившиеся  экземпляры  неизвестны. 

  Учёные  предполагают,  что  древним  предком  нашей  русской  домры  явился  египетский  инструмент,  получивший  у  греческих  историков  наименование  "пандура",  и  бывший  в  употреблении  уже  за  несколько  тысячелетий  до  нашего  времени.  Инструмент  этот  под  названием  "танбур",  возможно,  проник  к  нам  через  Персию,  торговавшую  с  Закавказьем.  У  народов,  занимавших  промежуточное  географическое  положение  между  славянскими  и  азиатскими,  есть  совершенно  аналогичные  инструменты  с  похожими  названиями:  у  грузин  -  чунгури  и  пандури,  у  южных  славян  -  танбура,  у  украинцев  -  бандура,  у  туркменов  -  дуатар,  у  монголов  -  домбур,  у  киргизов  и  татар  -  думра,  у  остяков  -  домбра,  у  калмыков  -  домр.  В  Европу  подобные  инструменты  проникли  в  раннем  средневековье  и  получили  наименование  лютневых.  Именно    лютня  стала  впоследствии  родоначальницей  таких  многострунных  инструментов,  как  виола,  мандолина,  гитара. 
    Первые  сведения  о  бытовании  у  древних  русов  музыкального  инструмента  танбуровидного  типа  принадлежат  перу  арабских  путешественников  IX  -X  столетий.  Не  располагая  однако,  прямыми  указании  на  то,  что  речь  идёт  о  домре,  можно  выдвинуть  гипотезу  о  наличии  такого  инструмента  у  восточных  славян. 
    Первым  русским  историческим  письменным  свидетельством  о  домре  можно  считать  запись  в  старинной  новгородской  книге  конца  XV  -  начала  XVI  веков    о  Калинке  -  "домрачее".  В  переписных  документах  этого  периода  профессии    "домрачей"  и  "доморник"  встречаются  неоднократно. 
    Непосредственное  название  инструмента  обнаруживается  только  в  памятниках  XVII  столетия.  В  1627  году  русский  живописец  Симон  Ушаков  составил  описание  древней  стенной  росписи  Грановитой  палаты  московского  Кремля  (сооружение  которой  относится  к  1487-1491  гг.).  В  описании  Ушаков  дважды  упоминает  название  инструмента:  "человек  играет  в  домру"  и  "сидят  подле  стола  на  скамье  люди  и  играют  в  гусли  и  в  скрипки,  и  в  свирели,  и  в  волынки,  и  в  домры". 
    Неоднократны  упоминания  о  домре  в  административной  документации  XVII  века:    в  указах,  грамотах,  памятях,  посланиях.  В  них  домра  фигурирует  как  атрибут  скоморошьего  ремесла,  обычно  в  совокупности  с  другими  инструментами:  гуслями,  волынками,  сурнами,  бубнами  и  т.д. 
    К  тому  же  времени  относятся  поговорки  "рядъ  скомрахъ  о  своихъ  домрахъ".    "любить  -  игра,  купить  -  домра",  "  у  Ерёмы  гусли,  у  Фомы  домра".  Они  дают  повод  предполагать,  что  ударение  в  названии  инструмента  падало  на  последнюю  "а". 
    Итак,  в  разных  литературных  источниках  русского  происхождения  фигурирует  слово  "домра".  Помимо  того  мы  располагаем  вариантами  названий  "домришка",  "домра  большая  басистая".  Вероятно  употреблялись  и  другие:  альтовые,  теноровые  домры.
    Основываясь  на  материалах  можно  прийти  к  выводу  о  популярности  домры  не  только  в  народной  среде,  но  и  в  дворцовом  быте  XVII  в.  В  царствование  Михаила  Фёдоровича  при  дворцовой  потешной  палате  рядом  с  гусельниками  и  бахарями  состояли  домрачеи.  Неоднократно  упоминаются  такие  имена,  как  Богдан  Путята,  Андреюшка  Фёдоров,  Васька  Степанов  и  др. Главными  исполнителями  на  домрах  были  скоморохи  и  были  они  не  только  музыкантами,  но  и  актёрами,  плясунами,  акробатами  и  балагурами.  (Само  слово  "скоморох"  происходит  от  арабского  "maskhora"  -  смех,  насмешка.) В    Древней  Руси  центром  поселения скоморохов  стал  Великий  Новгород.  Представители  этой  профессии  пользовались  в  "вольном"  городе  большой честью.  Скоморохи  были  главными зачинщиками  песен  и  плясок.  Своим весельем  и  "гудьбой"  они  не  только развлекали  народ,  но  и  заставляли подражать  себе.    Потому,  при  царство-скоморохи вании  Алексея  Михайловича  прозванного  "тишайшим"  по  инициативе  патриарха  начались  гонения  на  певцов  и  скоморохов.  Аскетичные  византийцы  считали,  что  русские  очень  любившие  пение  и  музыку,  стали  злоупотреблять  этим  искусством,  распевая  разного  рода  "скандалезные  песни".  Музыка  и  её  орудия  признавались  "треклятыми  изобретениями    дьявола",  музыкант  считался  прямым  слугою  сатаны  и  назывался  "шпынь". Начиная  с  1648  года последовал  ряд  царских  указов,  запрещавших  инструментальную  музыку.  В  Москве было  приказано  собрать  все  инструменты  и  когда  их  собрали,  то  нагрузив  ими  5  возов  свезли  за  Москву-реку  и  там  сожгли.  С  тех  пор  первенствующее  значение  при  дворе        приобретают  певцы    духовных  стихов. Несмотря  на  довольно  частые упоминания  о  домре  до  нас  не  дошло  изображения этого инструмента.  Потому долгое время  не  знали  к  какому  роду инструментов  её  отнести. Лишь  в  конце  XIX  века  в  Вятской  губернии  был  найден небольшой  струнный  инструмент  с  округлой  формой  корпуса.  Инструмент  вскоре    попал в  руки  Василия  Васильевича Андреева  как  раз  в  ту  пору занимавшегося    поисками  и восстановлением  сохранившихся  в  народе  образцов  стариных  русских  инструментов. Андреев,  путем  сличения найденного  инструмента  с изображениями  на  старинных лубочных  картинках  и  гравюрах, а  также  по  описанию,  предположил  в  нем  давно  разыскиваемую домру.  Именно по  этому  вятскому образцу  в  1896  году  и  была  воссоздана  полузабытая  русская  домра, скоморохи получившая  квартовый  строй  и полный  хроматический  звукоряд (струны  настроены  следующим  образом:  I  -  ре  2-й  октавы,  II  -  ля  1-й  октавы,  III  -  ми  1-й  октавы).  В  1896-1900  гг.  на  основе  этой    домры  В.В.  Андреев  в  содружестве  с  Ф.С.  Пасербским  и  С.И.  Налимовым  создал  целое  семейство  домр  от  пикколо  до  контрабаса. 

    В  1908  году  Г.  П.  Любимов  совместно  с  мастером  С.  Ф.  Буровым  на  основе  реконструированной  Андреевым  домры  создал  четырехструнную  домру  с  квинтовым  строем  (  струны  настроены,  как  у  мандолины  и  скрипки:  I  -  ми  2-й  октавы,  II  -  ля,  III  -  ре  1-й  октавы,  IV  -  соль  малой  октавы).  В  1914  г.  из  таких  домр  был  организован  квартет,  а  в  1919  г.  -  оркестр.  Появление  этого  инструмента  вызвано  возросшей  необходимостью  в  увеличении  звукового  диапазона  домры.  Общность  строя  конструкции  с  мандолиной  и  скрипкой  делает  доступным  для  нее  громадный  репертуар,  написанный  для  этих  инструментов.  Звук  четырехструнной  домры  сравнительно  более  слабый,  что  вызвано  конструктивными  особенностями  многострунных  инструментов,  потому  в    настоящее  время  в  балалаечно-домровых  оркестрах  употребляются  преимущественно  трехструнные  домры,  хотя  нередки  и  четырехструнные.  Наибольшей  популярностью  четырёхструнные  домры  пользуются  на  территории  Украины,  а  также  на  Урале  (в  Екатеринбурге). 

    Благодаря  своим  исполнительским  возможностям  домры  в  оркестре  составляют  основную  мелодическую  группу.  Кроме  того  домра  находит  своё  применение  как  сольный  инструмент.  Для  неё  пишут  концертные  пьесы  и  произведения.    Радует  то,  что  с  каждым  годом  все  больше  появляется  талантливых  композиторов,  пишущих  специально  для  домры,  это  дает  возможность  профессионально  развиваться  исполнительской       школе.

 

Русский народный инструмент Домра  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           
   
на сайте на Народ.Ру на Яндексе


 
           
 

Copyright© 2006, Все права зарезервированы

 
Hosted by uCoz