|
История
Домры
Домра-русский музыкальный струнный щипковый
инструмент. О его происхождении известно не
так много. Сведения о домре в России
сохранились только в старинных записях и
в лубочных картинках. Люди, игравшие на
домрах, назывались домрачеями. Некоторые историки
полагают, что предок домры - это
древнейший инструмент танбур. Выглядел он
совсем не так, как домра, но, тем
не менее, имел корпус, гриф, струны и
выточенный из рыбной кости медиатор. Именно
с домрой бродили по земле Русской
скоморохи лет 500 тому назад. В XVII
веке для домры наступили тяжёлые времена.
По свидетельству немецкого путешественника Адама
Олеария, Патриарх Иосав I запретил русским
инструментальную музыку, велел забрать инструменты
в домах и, однажды, пять телег полных
ими были отправлены за Москву-реку и там
сожжены.
Трудно сказать, на чём играли
народные музыканты в период с середины
XVII века, потому что только в ХVIII
веке появилась балалайка. А в конце XIX
века замечательный русский музыкант-исследователь
В.В.Андреев проделал труднейшую кропотливую работу
по восстановлению и усовершенствованию русских
народных инструментов. Именно по его указаниям
было создано семейство домр разных размеров-
пикколо, малая, альт, бас и контрабас.
Реконструированная трёхструнная домра получила
квартовый строй и полный хроматический
звукоряд.
В начале ХХ века Г.П.Любимов
и С.Ф.Буров сконструировали семейство
четырёхструнных домр квинтового строя. С тех
пор домра прочно заняла место в
музыкальном мире.
Этимологические разыскания в родственных
славянских языках показывают, что термин
"домра" не славянского происхождения, т.к.
подобные корни в них отсутствуют. Вероятно,
слово "домра" тюркского происхождения (танбур,
домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).
К сожалению, ни время появления домры на
Руси, ни ее сколько-нибудь достоверные
сохранившиеся экземпляры неизвестны.
Учёные предполагают, что древним предком нашей
русской домры явился египетский инструмент,
получивший у греческих историков наименование
"пандура", и бывший в употреблении уже
за несколько тысячелетий до нашего времени.
Инструмент этот под названием "танбур",
возможно, проник к нам через Персию,
торговавшую с Закавказьем. У народов,
занимавших промежуточное географическое положение
между славянскими и азиатскими, есть
совершенно аналогичные инструменты с похожими
названиями: у грузин - чунгури и пандури,
у южных славян - танбура, у украинцев
- бандура, у туркменов - дуатар, у
монголов - домбур, у киргизов и татар
- думра, у остяков - домбра, у
калмыков - домр. В Европу подобные
инструменты проникли в раннем средневековье и
получили наименование лютневых. Именно
лютня стала впоследствии родоначальницей таких
многострунных инструментов, как виола, мандолина,
гитара.
Первые сведения о бытовании у древних
русов музыкального инструмента танбуровидного типа
принадлежат перу арабских путешественников IX
-X столетий. Не располагая однако, прямыми
указании на то, что речь идёт о
домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии
такого инструмента у восточных славян.
Первым русским историческим письменным
свидетельством о домре можно считать запись
в старинной новгородской книге конца XV
- начала XVI веков о Калинке
- "домрачее". В переписных документах этого
периода профессии "домрачей" и "доморник"
встречаются неоднократно.
Непосредственное название инструмента
обнаруживается только в памятниках XVII
столетия. В 1627 году русский живописец
Симон Ушаков составил описание древней стенной
росписи Грановитой палаты московского Кремля
(сооружение которой относится к 1487-1491
гг.). В описании Ушаков дважды упоминает
название инструмента: "человек играет в домру"
и "сидят подле стола на скамье люди
и играют в гусли и в скрипки, и
в свирели, и в волынки, и в
домры".
Неоднократны упоминания о домре в
административной документации XVII века:
в указах, грамотах, памятях, посланиях. В
них домра фигурирует как атрибут скоморошьего
ремесла, обычно в совокупности с другими
инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами
и т.д.
К тому же времени относятся
поговорки "рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ".
"любить - игра, купить - домра", "
у Ерёмы гусли, у Фомы домра". Они
дают повод предполагать, что ударение в
названии инструмента падало на последнюю "а".
Итак, в разных литературных источниках
русского происхождения фигурирует слово "домра".
Помимо того мы располагаем вариантами названий
"домришка", "домра большая басистая". Вероятно
употреблялись и другие: альтовые, теноровые
домры.
Основываясь на материалах можно прийти
к выводу о популярности домры не только
в народной среде, но и в дворцовом
быте XVII в. В царствование Михаила
Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом
с гусельниками и бахарями состояли домрачеи.
Неоднократно упоминаются такие имена, как
Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька
Степанов и др. Главными исполнителями на
домрах были скоморохи и были они не
только музыкантами, но и актёрами, плясунами,
акробатами и балагурами. (Само слово "скоморох"
происходит от арабского "maskhora" - смех,
насмешка.) В Древней Руси центром
поселения скоморохов стал Великий Новгород.
Представители этой профессии пользовались в
"вольном" городе большой честью. Скоморохи были
главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем
и "гудьбой" они не только развлекали народ,
но и заставляли подражать себе. Потому,
при царство-скоморохи вании Алексея Михайловича
прозванного "тишайшим" по инициативе патриарха
начались гонения на певцов и скоморохов.
Аскетичные византийцы считали, что русские
очень любившие пение и музыку, стали
злоупотреблять этим искусством, распевая разного
рода "скандалезные песни". Музыка и её
орудия признавались "треклятыми изобретениями
дьявола", музыкант считался прямым слугою
сатаны и назывался "шпынь". Начиная с 1648
года последовал ряд царских указов, запрещавших
инструментальную музыку. В Москве было приказано
собрать все инструменты и когда их
собрали, то нагрузив ими 5 возов свезли
за Москву-реку и там сожгли. С тех
пор первенствующее значение при дворе
приобретают певцы духовных стихов. Несмотря
на довольно частые упоминания о домре до
нас не дошло изображения этого инструмента. Потому
долгое время не знали к какому роду
инструментов её отнести. Лишь в конце XIX
века в Вятской губернии был найден небольшой
струнный инструмент с округлой формой корпуса.
Инструмент вскоре попал в руки Василия
Васильевича Андреева как раз в ту пору
занимавшегося поисками и восстановлением
сохранившихся в народе образцов стариных
русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного
инструмента с изображениями на старинных лубочных
картинках и гравюрах, а также по описанию,
предположил в нем давно разыскиваемую домру.
Именно по этому вятскому образцу в 1896 году
и была воссоздана полузабытая русская домра,
скоморохи получившая квартовый строй и полный
хроматический звукоряд (струны настроены следующим
образом: I - ре 2-й октавы, II -
ля 1-й октавы, III - ми 1-й
октавы). В 1896-1900 гг. на основе этой
домры В.В. Андреев в содружестве с Ф.С.
Пасербским и С.И. Налимовым создал целое
семейство домр от пикколо до контрабаса.
В 1908 году Г. П.
Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе
реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с
квинтовым строем ( струны настроены, как у мандолины и скрипки: I -
ми 2-й октавы, II - ля, III - ре 1-й октавы, IV - соль малой
октавы). В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919
г. - оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей
необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя
конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный
репертуар, написанный для этих инструментов. Звук четырехструнной домры
сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями
многострунных инструментов, потому в настоящее время в
балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные
домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью
четырёхструнные домры пользуются на территории Украины, а также на
Урале (в Екатеринбурге).
Благодаря своим
исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную
мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как
сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения.
Радует то, что с каждым годом все больше появляется талантливых
композиторов, пишущих специально для домры, это дает возможность
профессионально развиваться исполнительской школе.
|
 |
|